Стили лепнины, их направления и характеристики


Стиль – одно из центральных понятий в искусстве. Оно непосредственным образом касается и интерьерной лепнины, как предмета искусства. Под этим определением подразумевается целостность формы и содержания художественного произведения, созданного в определённый период исторического времени. Это особые приёмы формообразования, композиции, взаимосвязей элементов между собой, характерные для лепного декора в рассматриваемом отрезке истории. Любой предмет, даже самый нейтральный по своему внешнему виду, обязательно подразумевает наличие стилистического образа.

Исторические стили, применяемые в лепнине

Стили лепных изделий всегда находятся в зависимости от общего образа интерьера и решаются в его контексте. Все художественные направления подразделяются на различные категории. Одна из основных классификаций предусматривает деление стилей на исторические. Вот основополагающие из них:

  • романское искусство

  • готика

  • возрождение

  • рококо

  • барокко

  • классицизм

  • ампир

  • эклектика

  • модерн

Сегодня принято использовать в интерьерах, в том числе при работе с лепным художественным декором, мотивы исторических стилей, существовавших в прошлые времена и эпохи. Такой подход имеет ряд преимуществ:

  • Готовые решения. История предоставляет огромный выбор законченных и сбалансированных художественных концепций. Нам нет необходимости заниматься "изобретением велосипеда" и придумывать лепнину заново.
  • Скорость работ. Так как мы не разрабатываем весь проект с "нуля" при обращении к историческим стилям, то экономим значительную часть времени проектные работы и их реализацию. Да, на приспособление декора к нашим конкретным условиям время потребуется, но налицо и его существенная экономия.
  • Художественное качество лепнины. У нас есть возможность выбрать лучшее из лучших, что создано человеком при отделки интерьеров за многовековую историю. Поэтому мы в праве рассчитывать на отличный конечный результат наших усилий.

Ещё один вид стилей - так называемые авторские. Здесь должен прослеживаться яркий и неповторимый почерк автора лепного декора - дизайнера или мастера лепщика. Авторство подразумевает оригинальность, значит творец не должен заниматься плагиатом и обращаться к прямым заимствованиям художественных форм. Конечно, некоторые параллели с чем-то уже созданным могут быть, ведь "всё уже придумано". Но, в любом случае, авторский стиль обязан содержать новое слово. При этом предлагаемое решение должно быть ещё и гармоничным. Сложно стать настоящим новатором в искусстве, совместив новшества и высокий уровень их художественного воплощения.

Проблемы применения исторической стилизации

Загвоздки при обращении к историческим стилям в том, что на сегодняшний день практически невозможно выполнить интерьер и объёмную лепку в нём в полном соответствии со стилевым аналогом из прошлого. Связано это в первую очередь с тем, что интерьер неотделим от архитектуры. Архитектурный объем здания задаёт размеры интерьерам и формирует характер их планировки. Вся последующая внутренняя отделка лепниной взаимосвязана с архитектурой здания. В частности, на размер и глубину рельефа гипсовых изделий напрямую влияет высота потолков и размеры всего помещения. Воплощая интерьер в соответствии с историческими аналогами, необходимо начинать с архитектурной составляющей, то есть со строительства здания по принципами архитектурной планировки и объемов того времени. В другом случае, когда проектирование и создание интерьера ведется не с «нулевого» цикла строительства, а уже при имеющейся архитектуре, квартире или дома, коттеджа, то мы можем использовать некоторые элементы и мотивы стиля, аккуратно вписывая их в современный интерьер. Мы живем в 21 веке, у нас свой окружающий мир вещей, технологий и требований, которых не было раньше. Мы не занимаемся в своих домах полной исторической реконструкцией, а делаем современное технически оснащенное жилье. Мотивы исторических стилей, присутствующие в гипсовых изделиях лепнины, мы вписываем в наш интерьер, и при профессиональном подходе мы надеемся на неплохое окончание этого творческого процесса.

В чём разница между стилем и стилизацией лепнины из гипса

За тысячу лет истории европейского искусства существовало множество стилистических направлений, характерных для определённого периода времени. Стиль охватывал все сферы и виды искусства, касался не только гипсовой лепнины, но и архитектуры в целом, живописи, музыки. Все исторические направления развивались в заданный временем момент, неотделимы от него и места своего развития. Например, модерн существовал с конца девятнадцатого и первые лет 15 начала 20 века, а после закончился. Сегодня мы не живём в модерне, а можем заниматься только стилизацией под него, создавать интерьерную лепнину по мотивам данного стиля. Любой стиль – явление историческое. Творить и работать напрямую, в текущем направлении можно лишь тогда, когда живёшь в соответствующую эпоху. В другой же отрезок времени прошедшему можно только подражать, использовать некоторые приёмы, а значит, стилизовать. Разберём ещё ряд примеров. Когда мы говорим, что делаем декор из гипса в «классике», то имеется в виду, что выполняем его по художественным принципам, которые применялись во времена стиля классицизм, то есть от конца 18-ого, до середины 19-ого века, если говорить про российский классицизм. В том же модерне тоже иногда использовались мотивы и классицизма, и барокко, и готики, и древнерусского зодчества. Таким образом, так в модерне архитекторы занимались стилизацией лепки под ту же классику или барокко или готику. Могли использоваться классические формы и темы, но принципы, образ, и стиль был уже иной – модерн. Так и появились названия – лепнина неоклассицизма, неоготики, и все прочие «нео». Таким образом, мы наглядно видим, как в рамках одного стиля применялись стилизация, использование внешних форм другого. Сегодня ситуация аналогичная. Обращаясь к историческим направлениям при работе с декоративным гипсом, мы стилизуем, фокусируя внимание на теме и формах определённого времени. Иногда это выглядит как слабая копия, если потрудиться как следует, то как симпатичная. А если совсем постараться, возможно, удастся создать свой новый лепной образ, а хорош он будет или плох – рассудит история.



Возврат к списку

© Лепная мастерская Артлепка

ИП Борин Михаил Юрьевич

ИНН 772603108900

ОГРН 314774629601662

Все права защищены

Разработка сайта: Вебмастерская НатрийХлор