Создание барельефов

Выполнение барельефа может происходить несколькими способами. Эти методы выбираются, исходя из специфики поставленных задач. Размеры изображения, особенности пластической трактовки рельефа, конечный материал изготовления – всё это влияет на выбор способа создания барельефа. Мы рассмотрим здесь в основном главный метод, используемый при выполнении художественных рельефов. При этом процессе происходит лепка изображение в мягком материале, его последующая формовка и отливка конечного изделия.

Моделирование объёмного изображения

Классический вариант создания барельефа из гипса состоит из нескольких этапов. Сначала скульптор подготавливает предварительный рисунок, эскиз будущего произведения на бумаге. Он выполняется в определённом масштабе, как уменьшенная копия. После того, как композиция «найдена» в основных своих чертах, изображение рисуют в натуральную величину. Это делают на бумаге или сразу на той поверхности, на которой будет создаваться модель барельефа. В качестве такой поверхности используется обычно ровная фанерная плита нужных размеров. Модель – это лепное объёмное изображение в натуральную величину. Но оно выполняется не из гипса, а из скульптурного пластилина или глины. То есть тех материалов, которые позволяют слепить барельеф с заданной пластикой объёмов, красотой деталей, проработкой всех элементов, творческим поиском. Именно пластилин или глина позволяют скульптору развернуться во всю мощь своих способностей и создать барельеф, который действительно очень красив и детализирован. Выполнить произведение такого же художественного уровня сразу в гипсе точно не получится. Поэтому при изготовлении модели используются соответствующие материалы. При мелкой деталировке применяется скульптурный пластилин, позволяющий тонко проработать поверхность и детали. Для широкой крупной лепки фасадной лепнины используется глина.

Создание промежуточной формы

После окончания модельных работ, мы переходим к следующему этапу – формовки модели. Форма изготавливается или из силикона или из гипса, исходя из специфики модели. При сложной деталировки выбирается силикон. В готовую форму заливают гипсовый раствор и после его отверждения вынимают готовое изделие. Если форма гипсовая, то у скульптора есть появляется возможность поработать с ней. Ошкурить поверхность, прорезать и довести «до ума» некоторые фрагменты. Такой подход при создании барельефа даёт свои преимущества. Но работа с гипсовой формой и её подготовка сложнее и дольше, чем с силиконовой. Гипс обязательно пропитывается нитролаком. А перед отливкой изделия по форме, предварительно обрабатывается специальной смазкой. Эта может быть состав на основе силикона, парафина, масла. Суть данных манипуляций в том, чтобы получился разделительный слой между гипсовыми поверхностями формы и отливки. Иначе они залипнут, склеятся между собой. Гипсовая форма часто является одноразовой, выполняется в так называемую «расколодку». Но это нормально, так как она в любом случае промежуточная, а не чистовая. Почему это так, мы увидим далее. При работе с силиконовой матрицей дело обстоит гораздо проще, так как залипания её с отливкой просто не произойдёт.

Изготовление гипсового изделия

В итоге мы отлили деталь с использованием нашей формы. Скульптор обязательно берёт это изделие в дальнейшую работу. Твёрдый материал даёт ему возможность внести окончательные правки и доработать качество поверхностей. В пластилине такую шлифовку выполнить не получится. Именно поэтому гипсовая форма, которую мы изготавливаем с пластилиновой модели и является промежуточной. Если барельеф создаётся как единичное изделие, то после окончания этапа доработки гипсовой модели, он готов к монтажу и окраске. При необходимости тиража в несколько экземпляров нужно изготовить чистовую силиконовую форму с изделия. Эта форма в точности повторит все детали и позволит изготавливать барельефы, как абсолютно идентичные копии модели в нужном количестве.

Итак, мы рассмотрели в общих чертах процесс создания барельефов из гипса, как художественных произведений. Это классический метод, позволяющий получить в итоге превосходное эстетическое качество изделий с нужными техническими характеристиками.




Возврат к списку

© Лепная мастерская Артлепка

ИП Борин Михаил Юрьевич

ИНН 772603108900

ОГРН 314774629601662

Все права защищены

Разработка сайта: Вебмастерская НатрийХлор