Реставрация лепнины

Реставрация лепнины включает в себя целый ряд технологических этапов. Существует множество разнообразных способов и приёмов, призванных улучшить, обновить, привести в порядок состаренный временем гипсовый декор. Чтобы описать все используемые походы и реставрационные тонкости нужно создать целую книгу. Мы затронем основные моменты в этом процессе, обратив внимание на главное.

Расчистка поверхности декора

Реставрационные мероприятия начинаются в первую очередь в удалении наслоений старой краски и загрязнений с элементов лепнины. Эта операция выполняется, как правило, ручным способом и называется расчисткой. Краска удаляется как механическим способом так и с помощью специальных химических растворителей, так называемой «смывки». Может быть применён метод «отпаривания», когда красочный слой удаляется с поверхности с помощью горячего пара. В случае небольшого количества краски на лепнине, её удаление можно вообще не проводить, а ограничится отшлифовкой поверхности там, где необходимо. Вариант выбора оптимального способа ведения реставрационных работ определяется в результате осмотра декора. Если краски немного и визуально лепной рельеф не выглядит «замыленным», рисунок деталей достаточно выразительно читается, то принимается решение не снимать краску. Тем самым лепнина из гипса при её реставрации сберегается от ненужного воздействия и дополнительных утрат. Как говорится, главное - не навредить.

Укрепление деталей

Обязательно надо проверить то, насколько крепко держится старая лепнина на местах установки. Если элементы декора болтаются, отошли от поверхности, на которую они приклеены или есть эффект «бухтения» деталей при их простукивании, то необходимо выполнить дополнительный крепёж. Изделия, которые совсем плохо держатся, демонтируют и устанавливают заново, следя за тем, чтобы они точно встали на свои места. Особое внимание при реставрации лепнины уделяют отсутствию перепадов на стыках между деталями, чтобы профилированная часть изделий и её узоров плавно переходили с одной части на другую. При монтаже используют гипсовый клей и оцинкованные или анодированные саморезы, которые не ржавеют. Если при реставрационных работах ставится задача полностью повторить аутентичность монтажа старинной лепнины, то вместо саморезов применяют тот вид крепежа, который был использован первоначально. Это может быть медная проволока, гвозди или какие-либо металлические штифты. При использовании металла, надо помнить обязательное правило по защите его от коррозии. Для этого все металлические части деталей, которые закладываются в гипс, предварительно обрабатывают нитрокраской или лаком. Если лепнина уверенно держится на поверхности установки, но «бухтит» при простукивании, выполняются операции по дополнительному закреплению таких деталей саморезами. Так же выполняются так называемые инъекции в тело элементов. Делается ряд сквозных отверстий, чтобы они доходили до поверхности приклейки деталей. Через эти отверстия закачивается необходимое количество клеящего гипсового состава, который заполняет пустоты и заново склеивает лепнину с поверхностью.

Восстановление утрат

Следующий этап работ по реставрации лепнины после удаления всей краски и укрепления плохо держащихся деталей - восстановление утрат. Здесь всё зависит от степени этих утрат. Могут быть незначительные повреждения на поверхности карнизов, фризов, тяг и других деталей. Такие потери восстанавливаются на месте вручную с помощью гипсового раствора. Если же утрачены большие куски лепнины, то их изготавливают заново в условиях мастерской и аккуратно монтируют на положенное место. Такое изготовление проводится несколькими возможными путями. Параллельно с восстановлением утрат проводятся работы по устранению трещин и мелких недочётов поверхности в виде небольших дырочек, так называемых «раковин» или каверн. Трещины в лепной детали немного расширяют и углубляют, затем заполняют гипсовым раствором и отшлифовывают. Если утрачен большой кусок профилированной детали, например, карниза или молдинга без орнаментального декора, то такой элемент изготавливается при помощи шаблона методом протяжки. Если утраченный элемент имеет лепную, скульптурную, орнаментальную форму, то в-первую очередь нужно найти сохранившийся аналог такого элемента. Этот элемент лепнины «расчищают», полностью реставрируют и изготавливают с него силиконовую или гипсовую форму. По этой форме выполняют отливку из гипса и устанавливают взамен утраченной.

Воссоздание лепного декора

Существует ещё один, более существенный, так сказать, кардинальный способ по восстановлению утрат, который так же относится к категории реставрации лепнины. Он называется воссоздание и применяется, когда элементы гипсового декора утеряны, разрушены полностью, и аналоги с которых можно изготовить форму так же отсутствуют. При воссоздании лепнины она изготавливается заново с прохождением всех этапов работ. Сначала чертёж или рисунок, затем лепка скульптурной модели в пластилине или глине. После этого идёт изготовление гипсовых или силиконовых форм, а затем отливка в гипсе и установка готовой лепнины на своё место.

Проверка качества реставрации поверхности

Конечно, по окончанию всех рассмотренных выше этапов реставрации лепнины, нужно сделать окончательную проверку на качество выполненных работ. Проверяют надёжность крепления деталей («бухтение» должно отсутствовать). Должны быть устранены все трещины в изделиях, перепады между стыками элементов. В целом упор делается на визуальном осмотре полученного результата. Критерии качества зависят, конечно, из изначального состояния сохранности лепнины и могу быть разными. Проверку проводят с использованием дополнительной искусственной подсветки, чтобы получилось выявить все основные недочёты. По результатам осмотра выполняются работы по устранению недостатков.

Покраска

Далее декор передаётся на покраску и это финишный этап реставрации лепнины. Его выполняют маляры, если покраска простая, в один цвет, или художники-декораторы, если требуется решить более сложные задачи. Такие как применение декоративных художественных приёмов, например, золочения, росписи, патинирования и тому подобное. Надо понимать, что чётко попасть в цвет старой, сохранившейся на лепнине краски невозможно. Новый покрасочный слой на немного, но всегда будет отличаться по цвету или тону от выполненного ранее. Даже если мы знаем точный номер колера, который производилась покраска лепнины несколько лет назад, новый слой не воспроизведёт со сто процентным попаданием старую цветовую гамму. Со временем цвет выцветает, блекнет. В целом это может быть не заметно глазу, но при близком сравнении старого и нового красочного слоя мы увидим разницу. Поэтому после окончания ремонтно-реставрационных работ рельефа декора последующая покраска выполняется, как правило, по всей поверхности деталей.

Таким образом, реставрация лепнины – это целый комплекс мероприятий и приёмов. Они могу выполняться в полном объёме при капительном ремонте или применяться точечно для достижения конкретных целей. Средств в арсенале реставратора гипсовой лепнины вполне достаточно для благополучного разрешения любых задач.



Возврат к списку

© Лепная мастерская Артлепка

Все права защищены

Разработка сайта: Вебмастерская Sol