История лепного декора

Лепнина и концепция функционализма в СССР

Исторически России применять лепнину из гипса очень любили. Этот декор был необходимым атрибутом практически всех оформляемых интерьеров. Ситуация кардинальным стала меняться после революционных событий 1917 года. С провозглашения целей построения коммунизма концепция искусства изменилась. Начался поиск новых форм, во многом построенный на отрицании всего предыдущего. Стала набирать обороты идея о чистой функциональности всего на свете. Это означало следующее: если форма не обладает какой-либо функцией, не решает каких-либо практических задач, то это – украшательство и не имеет право на существование! В Сталинские времена, так как сам вождь тяготел к красивой архитектуре, здания продолжали отделывать лепным декором. И воплощали его, надо сказать, достаточно грамотно. Ещё бы! Ведь были призваны корифеи архитекторы еще дореволюционного времени! Они знали толк и в строительстве и в лепнине. Обращаясь к примерам итальянского Возрождения, было создано множество замечательных и красивых построек. Ныне мы называем этот период выражением «сталинский ампир».

В 50-х после к власти пришёл Хрущёв и начались новые страницы истории. Руководитель имел уже другой вкус и представления. Вот тут-то идея функционализма развернулась по полной программе! Лепной декор – это украшательство! Вон его со всех фасадов, со всех домов! Так было заявлено. Советскому человеку она не нужна. Будем все жить в простых «коробках», этого вполне достаточно. Тем более, зачем дополнительные траты на лепку? Строить жилые блоки из бетонных плит намного дешевле. Функционализм коснулся всех видов искусства. Но, архитектуре и гипсовой лепнине вместе с ней досталось, пожалуй, больше всего. Причём это был функционализм, перекошенный по своему смыслу. Ведь чисто утилитарный предмет может выглядеть очень красиво, утилитарность не отвергает красоты. И здесь совсем не обязательно применение декоративных цветочков, листочков, исторических лепных орнаментов и прочих украшений. И таких примеров хорошего продуманного функционализма много и в Европе и в Америке и у нас тоже. В массовой сфере архитектурного строительства подход к архитектуре времён СССР, так сказать, «подкачал». Произошёл перекос, в результате которого художественная форма, идея и дизайн сильно пострадали в сторону ухудшения своих качеств. После Хрущёва серьёзных «гонений» на лепнину, в общем-то, не было. Но и особого развития сфера лепного декора тоже не получила.

Таким образом, история показывает, гипсовая лепка времён СССР имела место быть в первой половине двадцатого века и можно говорить как минимум о сохранении определённых традиций и школы. Затем, крайний функционализм коснулся темы декоративной отделки, и практика в этой сфере осталась по большому счёту только в рамках реставрационных работ над старинными особняками и музеями. В реальной жизни лепнина использовалась редко. И только с началом девяностых годов декорирование получило новый толчок к развитию, появилась свобода творчества. Сегодня мы надеемся, что искусство декора из гипса вернётся на свой качественно высокий художественный уровень и порадует нас новыми шедеврами.



Возврат к списку

© Лепная мастерская Артлепка

Все права защищены

Разработка сайта: Вебмастерская Sol