Декоративная лепнина

Декоративная лепнина – украшение или необходимость?

Точка отсчёта в истории лепки

Начнём наш небольшой экскурс по искусству со времён Древней Греции. Что же мы видим? Лепной декор появился здесь на фасадах архитектурных сооружений. Здания возводили каменные и элементы украшения фасадов также вырезали из камня. Архитектурные детали не были декоративной лепниной в привычном для нас понимании, так как она не лепилась, а вырезалась из камня. Не случайно сегодня мы знаем такой термин, как «порезка». Он обозначает деталь с небольшими, повторяющимися друг за другом элементами, как бы вырезанными вручную. Именно от этой резьбы по камню и пошло название «порезка» - от слова «вырезать». Хотя сейчас уже никто не режет декоративную лепнину из гипса, её отливают по силиконовым формам. Итак, вернёмся в Грецию, где мы видим стройную систему архитектурного ордера. Основа ордерной композиции – колонны. Они выполняют функцию несущих элементов, опор. Всё что выше колонн, а именно фриз и карниз – это элементы несомые. Древние греки любили придумывать и эстетически осмысливать гармоничные, пропорционально-выверенные конструкции. Просто так декор, исключительно как украшение, никуда не лепили, он применялся по функциональной необходимости. Все декоративные элементы лепнины находились на своих местах не случайно и подчёркивали красоту постройки, не нарушая целостный архитектурный ансамбль, усиливая его выразительность. Таким образом, в классическом искусстве древней Греции мы наблюдаем тесный симбиоз утилитарного и прекрасного в виде лепного, поправимся, в данном случае резного декора и функциональной архитектуры. Не случайно классика стала неотъемлемой темой на все времена, эпохи и стили. Найденные греками принципы и законы искусства оказались универсальными. Декоративная классическая лепнина остаётся всегда востребованной, необходимой и актуальной.

Развитие декоративных форм лепнины и её функций

Древний Рим подхватил эстафетную палочку и дальнейшее развитие направления лепки и её функционального назначения мы наблюдаем в Италии. Проходили века. Настало время расцвета европейского искусства. Он начался с периода романского искусства и готики. Затем наблюдаем блестящее возрождение, переходящее в бурное барокко. Настаёт время изящного рококо, затем стройный классицизм и строгий ампир, эклектика, образный и завораживающий модерн, закончившийся в начале двадцатого века. Что поменялось со времён Рима с точки зрения функции лепнины? Основная тенденция развития в том, что декор действительно перестал быть настолько функционален, как он был во времена Древней Греции. Лепка, как украшение в чистом виде, как декор сам по себе, без его чёткой привязки к архитектурному функционалу использовался всё больше. Наиболее яркие проявления такого подхода мы видим в барокко и рококо. Эти же тенденции популярны в архитектуре и интерьерах эклектики и модерна. Фасады 19 века, например, настолько богаты украшениями из декоративной лепки, что зачастую проработке и детализации элементов уделено больше внимания, чем архитектурному образу здания в целом. Таким образом, значение свойств декора лепнины, применения её в виде украшения для услаждения взгляда зрителя возросло.

Современная декоративная лепнина в интерьере

Если в древней Греции, о чём мы уже говорили выше, резной лепниной оформлялись в основном конструктивные детали архитектуры, то с течением времени, в уже нашу эру, в период расцвета европейского искусства, а затем и в современном мире ситуация изменилась. Лепнина постепенно всё больше начинает выполнять задачу исключительно декоративного украшения. И ведь это совсем не плохо, как пытались внушить всем наши партийные идеологи советского времени. Красота – это замечательно! Да и лепнина престала сегодня быть исключительно каменой резьбой. Появился гипс, как материал производства, тенденции изменились, детали предпочитали в основном отливать по формам и гораздо реже вырезать. С применением при изготовлении лепнины гипса увеличилась скорость, продуктивность и производительность работы. Появились дополнительные широкие возможности развития не только в техническом плане, но и художественных аспектах. Конечно, люди решили не отказывать себе в стремлении к прекрасному.

Выводы. Зрительная функциональность лепнины

Итак, в древнегреческой архитектуре удивительным образом гармонично сочеталась утилитарность построек с их декоративным украшением лепниной. Все элементы были необходимы и функциональны, а не являлись исключительно украшением. Затем, по мере исторического развития искусства, функциональное назначение декора постепенно уменьшалось, а её роль как украшения возрастала. Но мы, помня о разумной достаточности, не будем впадать в крайность и бездумно заполнять лепкой из гипса все возможные и невозможные пустые пространства и поверхности в доме. Не надо делать лишнего. Оставьте немного пауз при декоре стен и потолков вашего интерьера. Именно такие паузы подчеркнут красоту лепных изделий в гостиной или спальне. Пускай главенствует принцип о минимуме применяемых художественных средств и приёмов в оформлении интерьера. Но способы эти должны достигать максимальной художественной выразительности. Ещё один принцип гласит: лучшее – враг хорошему. Это значит, что в увлечённой погоне за максимальным результатом, можно растерять и то хорошее, что уже было достигнуто в процессе осмысления отделки декоративной лепниной интерьера. Будем развивать свой эстетический вкус по мере возможностей каждого из нас, руководствоваться принципами разумной достаточности при формировании и наполнении лепным декором нашего дома и квартиры.



Возврат к списку

© Лепная мастерская Артлепка

Все права защищены

Разработка сайта: Вебмастерская Sol