Барельеф на фасаде здания

Барельефы исторически начали появляться в искусстве именно как элементы архитектурного декора. Применение рельефных изображений на фасаде домов - уместный приём и на сегодняшний день. Каковы особенности использования барельефов на фасаде? Рассмотрим здесь основные вопросы.

1. Используемые материалы.
В первую очередь надо учитывать, что экстерьер - это совсем другие условия эксплуатации декоративной лепнины, нежели интерьер. Требования к применяемым материалам гораздо жёстче. Поэтому, изготавливая барельеф для фасада, надо делать правильный выбор материалы для его производства.

- Гипс
При таком выборе нужно учитывать два момента. Во-первых, гипсовому барельефу на здании потребуется серьезная защита поверхности от проникновения внутрь воды. Ведь гипс впитывает её в себя очень сильно при прямом попадании. Такая защита осуществляется путём технологии гидрофобизации (то есть закупоривания микропор на внешнем слое детали). Так же потребуется покраска качественной водоотталкивающей краской. Второй нюанс состоит в том, что барельефу из гипса на стене здания желательно обеспечить укрытие от прямого попадания на него воды. Это может быть некий козырёк из металла или навес, архитектурный элемент, под которым располагается само панно. Если эти два условия соблюдены, то объёмной картине ничего не грозит и она сможет десятилетиями радовать глаз зрителя, не требуя глобальных действий по поддержанию и реставрации.

- Бетон
Это более адекватный материал для использования в экстерьере. Барельефы, отлитые в бетоне, не потребуют настолько значительных усилий по их сохранению, в отличие от гипсовых. Однако похожие рекомендации сохраняются. Бетон, хоть и медленнее, так же постепенно разрушается от осадков. Поэтому очень желательно использовать навесы или защитные отливы для барельефов и другого лепного декора. Поверхность изделий надо обработать гидрофобизатором или окрасить.

- Стеклопластик
Данный материал отличается особенностью, удачно подходящей для применения его на улице. Он совсем не впитывает воду. Поэтому, хотя он и появился несколько десятилетий назад, получил широкое распространение как сырье для изготовления фасадной лепнины и барельефов для зданий. Структура материала на полимерной основе, он прочный и лёгкий. Позволительно изготавливать пустотелые детали с толщиной стенки изделия от нескольких миллиметров при сохранении её крепости. Это даёт возможность производить панно больших размеров единой деталью с невеликим удельным весом. После монтажа на фасад, барельефы из стеклопластика надо покрасить для защиты от воздействия ультрафиолета.

Таким образом, современный выбор материалов позволяет успешно реализовать любые потребности по использованию барельефов на фасаде здания. И технологические, и дизайнерские решения находят свой оптимальный вариант воплощения.

Визуальные особенности барельефа на фасаде

Надо понимать, что возникает большая разница при восприятии рельефного панно в интерьере и на улице. Речь идёт в первую очередь о масштабности. В помещении у нас, как правило небольшой отход от рассматриваемой картины. Или мы наблюдаем её совсем близко, можно сказать, впритык. Или имеем небольшой отход, в пределах нескольких метров. Соответственно, в интерьере у рельефа может быть небольшая глубина и, при необходимости, значительное количество мелких деталей, которые будет возможность рассмотреть. В экстерьере всё обстоит по-другому. Декоративный барельеф мы обозреваем издалека, особенно если он расположен на верхних уровнях стены здания. И если мы насытим наше произведение мелкими деталями, не уделив должного внимания основной выразительности форм, то нас ждёт крах. Никто даже не сможет увидеть стараний автора, не то что оценить их. Если только не вооружиться биноклем или телескопом. Поэтому, при изготовлении барельефа на фасад здания, надо учитывать в первую очередь предполагаемое расстояние от панно до зрителя. Глубина рельефа, выразительность деталировки рисунка должны соответствовать этому расстоянию, чтобы изделие "не потерялось".

Отметим ещё один момент в связи с отличиями между интерьерными и экстерьерными условиями. В помещении освещение лепного изделия, в данном случае гипсового барельефа, как правило, будет организовано более ярко чем на улице. Свет от потолочной люстры, дополнительная подсветка на стенах - всё это можно легко использовать для создания необходимого эффекта контрастной игры светотени рельефного панно. На фасаде барельефы не всегда имеют такие широкие возможности стабильного освещения. Пасмурная погода, тень от других домов, от архитектурных элементов, даже деревьев может неожиданно вогнать изображение в такую тень, что ничего не будет видно. Плюс наша климатическая зона средней полосы России не предлагает нам многих и долгих дней с длинным световым периодом и ярким солнцем. Конечно, можно применить дополнительную подсветку. И это сделать даже желательно. Но нужна она в первую очередь для ночного применения. Днём же хочется увидеть выразительность барельефа на здании за счёт непосредственной работы его скульптурных форм.

Соответственно, автор, при работе с фасадной лепниной, должен учитывать рассмотренные выше вопросы. Если он сумеет грамотно решить их при создании рельефной картины, то произведение получится и все в итоге будут рады - и скульптор и заказчик.



Возврат к списку

© Лепная мастерская Артлепка

ИП Борин Михаил Юрьевич

ИНН 772603108900

ОГРН 314774629601662

Все права защищены

Разработка сайта: Вебмастерская НатрийХлор